журнал «Справочник специалиста по охране
труда»
№ 11, ноябрь 2010 года
Роль социального партнерства в эффективном
управлении охраной труда
В Вологодской области за последние годы
наблюдается устойчивая тенденция к снижению
уровня производственного травматизма,
в том числе и со смертельным исходом. Однако
кажущаяся благоприятная ситуация в первую
очередь вызвана снижением численности
занятых в ключевых отраслях экономики.
Отмечается тенденция роста удельного веса
работников, занятых во вредных и опасных
условиях труда. По данным за 2009 г. 23,3 %
работников
испытывали воздействие повышенного уровня
шума и ультразвука; 5,0% - повышенного уровня
вибрации –7,7 % работали при повышенной
запыленности, 3,7 % - при повышенной загазованности
воздуха рабочей зоны.
Обеспечение приоритета сохранения жизни
и здоровья работников является одним из
основных направлений государственной
политики
в области охраны труда. В рыночных условиях
важную роль в управлении охраной труда
выполняет система социального партнерства.
Наша область одной из первых, еще в 1996 г.,
приняла региональный закон «О социальном
партнерстве в Вологодской области» (далее
- Закон). За прошедшие годы, по мере анализа
опыта, в Закон неоднократно усовершенствовался
и дополнялся, в итоге мы имеем фактически
новую редакцию. В области выстроена четкая
система взаимодействия объединений работодателей,
работников и Правительства области, которая
осуществляется в форме трехсторонних соглашений,
коллективных договоров организаций, взаимных
консультаций и переговоров по вопросам
регулирования трудовых отношений, участия
работников в управлении организацией,
в
том числе решении вопросов охраны труда.
Социальное партнерство в Вологодской области
осуществляется на:
• областном уровне, на котором устанавливаются
основы регулирования отношений в сфере
труда в области;
• отраслевом (межотраслевом) уровне,
на
котором устанавливаются основы регулирования
отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);
• территориальном уровне, на котором устанавливаются
основы регулирования отношений в сфере
труда в муниципальном образовании;
• локальном уровне, на котором устанавливаются
обязательства работников и работодателя
в сфере труда.
В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых
отношений заключаются трехсторонние соглашения:
областное, отраслевые (межотраслевые),
территориальные
и иные.
Областное соглашение устанавливает общие
принципы регулирования социально-трудовых
отношений и связанных с ними экономических
отношений на уровне области.
Отраслевые (межотраслевые) соглашения
устанавливают общие условия оплаты труда,
гарантии, компенсации и льготы работникам
отрасли (отраслей).
Территориальные соглашения устанавливают
общие условия труда, гарантии, компенсации
и льготы работникам на территории соответствующего
муниципального образования.
Отраслевые (межотраслевые) соглашения
заключаются на областном, территориальном
уровнях социального партнерства.
Соглашения по договоренности сторон, участвующих
в коллективных переговорах, могут быть
двусторонними и трехсторонними.
Кроме того, на любом уровне сторонами социального
партнерства могут заключаться соглашения
по отдельным направлениям регулирования
социально-трудовых отношений.
Стало привычной практикой ежегодное заключение
областного и территориальных трехсторонних
соглашений, где отдельным разделом указываются
конкретные обязательств каждой стороны
в области охраны труда.
В области в настоящее время заключены и
действуют более 70 соглашений по вопросам
регулирования социально-трудовых отношений
на различных уровнях социального партнерства.
Заключены и пролонгированы в организациях
области 2280 коллективных договоров с охватом
245 824 работника или 61,8 % от общего количества
занятых во всех отраслях экономики. Во
всех
заключенных коллективных договорах есть
раздел ²Условия и охрана труда². Контроль
за выполнением коллективных договоров
осуществляется органами местного самоуправления
муниципальных образований области, в рамках
переданных государственных полномочий
в сфере трудовых отношений.
В качестве примера приведу Соглашение
между региональной общественной организацией
вологодской областной федерацией профсоюзов,
региональным объединением работодателей
«Союз промышленников и предпринимателей
вологодской области», Агропропромышленным
союзом Вологодской области и правительством
Вологодской области по вопросам социально
– экономической политики на 2010 год.
Договорные обязательства областных органов
власти (выборочно):
• осуществлять финансирование согласованных
мероприятий по улучшению условий и охраны
труда и обеспечению пожарной безопасности
в областных учреждениях, в том числе по
повышению квалификации работников, проведению
медицинских осмотров, предоставлению дополнительных
гарантий работникам, занятым на работах
с вредными условиями труда;
• организовывать и проводить через систему
учебных центров обучение и проверку знаний
по вопросам охраны труда работников, в
том
числе руководителей организаций, а также
работодателей - индивидуальных предпринимателей;
• обеспечить проведение областных отраслевых
смотров-конкурсов на лучшую организацию
работы в сфере охраны труда и областного
межотраслевого смотра-конкурса на лучшую
организацию работы по охране труда;
• обеспечить финансирование мероприятий
по улучшению условий и охраны труда в бюджетных
организациях в размере не менее 0,2 % суммы
затрат на производство продукции (работ,
услуг), а также введение должностей специалистов
по охране труда в учреждениях с численностью
работников более 50 человек и проведение
аттестации рабочих мест по условиям труда;
• организовать взаимодействие с Международной
организацией труда (МОТ) по распространению
в организациях области современных подходов
управления охраной труда, а также оценке
экономических потерь работодателей в результате
несчастных случаев на производстве по
методике,
разработанной МОТ.
Обязательства стороны предпринимателей
(выборочно):
• предусматривать и обеспечивать выполнение
разделов охраны труда коллективных договоров,
соглашений и иных локальных нормативных
актов. Выделить на мероприятия по улучшению
условий и охраны труда средства в размере
не менее 0,2 % суммы затрат на производство
продукции (работ, услуг);
• включать в коллективные договоры или
иные нормативные акты мероприятия по охране
труда и обеспечению защиты жизни работников
в чрезвычайных ситуациях природного и
техногенного
характера с финансированием затрат;
• предоставлять в соответствии с коллективными
договорами дополнительные, по сравнению
с законодательством, льготы и компенсации
работникам, занятым на работах с вредными
и (или) опасными условиями труда, с
учетом
реальных финансово-экономических возможностей;
• создавать службы охраны труда в организациях
с численностью работников более 50 человек;
• предоставлять председателям, уполномоченным
по охране труда профсоюзных комитетов
и
членам комиссий оплачиваемое время для
осуществления контроля за состоянием и
условиями охраны труда. Включать представителей
профсоюзов в состав комиссии по приемке
вновь вводимых в эксплуатацию и реконструируемых
производственных объектов;
• проводить в сроки, определенные коллективными
договорами, но не реже одного раза в пять
лет, с участием выборного органа профсоюза
аттестацию рабочих мест по условиям труда
с последующей сертификацией работ по охране
труда и предоставлением работникам льгот
и компенсаций за работу с вредными условиями
труда;
• осуществлять в установленном порядке
декларирование промышленной безопасности
опасных производственных объектов;
• разрабатывать и реализовывать программы,
нацеленные на укрепление здоровья и профилактику
заболеваний работников и членов их семей.
Организовывать школы укрепления здоровья
на рабочем месте с целью профилактики заболеваний
с временной и стойкой утратой трудоспособности;
• информировать работников об условиях
труда на их рабочих местах и полагающихся
им компенсациях и средствах защиты;
• обеспечивать санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое
обслуживание. Возрождать и развивать производственную
медицину (здравпункты, медпункты, медицинские
кабинеты и т.п.), спортивно-оздоровительные
комплексы, учреждения диетпитания;
• организовывать обучение работников
в сфере безопасности труда, оказания первой
помощи, стажировку на рабочем месте и проверку
знаний требований охраны труда;
• обеспечивать страхование работников
от несчастных случаев на производстве
и
профессиональных заболеваний, расследование
и учет несчастных случаев на производстве;
• участвовать в проведении мероприятий
Всемирного дня охраны труда (28 апреля);
• обеспечивать своевременное проведение
периодических медицинских осмотров работников,
занятых на работах, связанных с движением
транспорта, работников организаций пищевой
промышленности, общественного питания
и торговли, лечебно-профилактических и
детских учреждений.
Обязательства профсоюзов (выборочно):
• осуществлять проверку состояния условий
и охраны труда, предусмотренных коллективными
договорами, соглашениями и другими нормативными
актами.
• осуществлять контроль за использованием
средств Фонда социального страхования
Российской Федерации, направляемых на
предупредительные
меры по сокращению несчастных случаев
на
производстве и профессиональных заболеваний.
• осуществлять контроль за состоянием
условий и охраны труда с учетом гендерных
аспектов.
• проводить обучение профсоюзного актива
по охране труда, в том числе пожарной безопасности.
В дополнение к трехстороннему соглашению
(на любом уровне) утверждается годовой
план
с разбивкой по месяцам мероприятий, которые
должны обеспечить выполнение поставленных
задач и заявленных договорных обязательств.
В Законе четко определены принципы формирования
трехсторонних комиссий разного уровня,
их права и обязанности. Комиссии на регулярной
основе решают текущие задачи в рамках своей
компетенции.
В соответствии с областным трехсторонним
Соглашением на 2010 год было разработано
положение о проведении областного смотра-конкурса
«Коллективный договор – основа защиты
социально-трудовых прав работников».
Основными задачами смотра–конкурса являются:
• усиление роли и ответственности сторон
социального партнерства в обеспечении
надлежащих условий труда, достойного уровня
заработной платы и жизни работников;
• повышение качества коллективных договоров
как основного механизма регулирования
социально-трудовых отношений на уровне
организации;
• пропаганда передового опыта в области
охраны труда.
Предусмотрены номинации «Лучший коллективный
договор в организациях бюджетной сферы»,
«Лучший коллективный договор в организациях
внебюджетной сферы» и «Лучший муниципальный
район (городской округ) области по
развитию
коллективно-договорных отношений». Разработана
система оценки в баллах отдельно по нескольким
показателям. Победитель определяется по
сумме баллов.
С целью оказания помощи первичным профсоюзным
организациям, уполномоченным (доверенным)
лицам по охране труда профессиональных
союзов по организации и проведению наблюдения
за состоянием условий и охраны труда на
рабочих местах, в рамках заключенного соглашения
между департаментом труда и социального
развития Вологодской области и Международной
организацией труда, 13-14 мая 2010 года состоялся
обучающий семинар «Практические вопросы
социального партнерства в сфере охраны
труда».
Вся совместная деятельность сторон социального
партнерства позволила области оперативно
решать возникающие проблемы и разногласия,
чтобы сохранить стабильность социально–трудовых
отношений в области. Показательным является
факт, что с 2008 года в области не зарегистрировано
коллективных трудовых споров.
В то же время область ощущает в трудоохранной
сфере ряд проблем, которые характерны и
для других регионов. Так, руководители
не
всегда видят непосредственную зависимость
благосостояния организации от здоровья
работника. Сейчас, если работодатель смог
обеспечить безопасные условия труда, вкладывает
средства в человеческие ресурсы, то сокращаются
его расходы на различного выплаты и компенсации.
Государство уходит от той системы, когда
работнику выплачивались компенсации только
за то, что наименование его профессии или
должности отнесено к работам с тяжёлыми
или вредными условиями труда.
Неудовлетворительно используется потенциал
уполномоченных лиц профсоюзных организаций,
полномочия комитетов (комиссий) по
охране
труда для своевременной оценки уровня
риска
[ http://www.helion-ltd.ru/working-plan-2009 [ http://www.helion-ltd.ru/working-plan-2009 ]
] на том или ином
участке производства, рабочем месте, для
подготовки предложений по профилактике
травматизма и заболеваемости, – бывает
и так, что сигнал об опасной ситуации расценивают
как самодеятельность, вмешательство в
их
дела, забывая, что при этом они грубейшим
образом нарушают трудовое законодательство.
На ряде предприятий вообще нет профсоюзных
организаций и профсоюзного контроля.
Для повышения эффективности роли социального
партнерства в системе управления охраной
труда власти области планируют:
• усилить координацию деятельности в области
безопасности и гигиены труда, осуществляемой
на региональном и местном уровне государственными
органами, работодателями и работниками,
их объединениями и другими заинтересованными
лицами;
• содействовать созданию первичных профсоюзных
организаций на предприятиях и в организациях
различных форм собственности и проведение
организационных мероприятий по формированию
территориальных объединений работодателей;
• содействовать формированию нетерпимого
отношения самого работника к нарушениям
безопасности труда и наделения его практическими
знаниями для возможности предотвращения
профессиональных рисков;
• обеспечить широкое освещение работы
органов власти, работодателей и профсоюзов
в средствах массовой информации.
И.А.Ульяновский, начальник отдела
по урегулированию коллективных трудовых
споров
и социальному партнерству