ОПУБЛИКОВАНО: 20 янв 2011
РУБРИКА: Материалы СМИ

Ноябрь 2010 «Роль социального партнерства в эффективном управлении охраной труда» журнал «Справочник специалиста по охране труда»

журнал «Справочник специалиста по охране труда»

№ 11, ноябрь 2010 года

Роль социального партнерства в эффективном управлении охраной труда

В Вологодской области за последние годы наблюдается устойчивая тенденция к снижению уровня производственного травматизма, в том числе и со смертельным исходом. Однако кажущаяся благоприятная ситуация в первую очередь вызвана снижением численности занятых в ключевых отраслях экономики.

Отмечается тенденция роста удельного веса работников, занятых во вредных и опасных условиях труда. По данным за 2009 г. 23,3 % работников испытывали воздействие повышенного уровня шума и ультразвука; 5,0% - повышенного уровня вибрации –7,7 % работали при повышенной запыленности, 3,7 % - при повышенной загазованности воздуха рабочей зоны.

Обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда. В рыночных условиях важную роль в управлении охраной труда выполняет система социального партнерства. Наша область одной из первых, еще в 1996 г., приняла региональный закон «О социальном партнерстве в Вологодской области» (далее - Закон). За прошедшие годы, по мере анализа опыта, в Закон неоднократно усовершенствовался и дополнялся, в итоге мы имеем фактически новую редакцию. В области выстроена четкая система взаимодействия объединений работодателей, работников и Правительства области, которая осуществляется в форме трехсторонних соглашений, коллективных договоров организаций, взаимных консультаций и переговоров по вопросам регулирования трудовых отношений, участия работников в управлении организацией, в том числе решении вопросов охраны труда.

Социальное партнерство в Вологодской области осуществляется на:

• областном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в области;

• отраслевом (межотраслевом) уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);

• территориальном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;

• локальном уровне, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений заключаются трехсторонние соглашения: областное, отраслевые (межотраслевые), территориальные и иные.

Областное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне области.

Отраслевые (межотраслевые) соглашения устанавливают общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей).

Территориальные соглашения устанавливают общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.

Отраслевые (межотраслевые) соглашения заключаются на областном, территориальном уровнях социального партнерства.

Соглашения по договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, могут быть двусторонними и трехсторонними.

Кроме того, на любом уровне сторонами социального партнерства могут заключаться соглашения по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений.

Стало привычной практикой ежегодное заключение областного и территориальных трехсторонних соглашений, где отдельным разделом указываются конкретные обязательств каждой стороны в области охраны труда.

В области в настоящее время заключены и действуют более 70 соглашений по вопросам регулирования социально-трудовых отношений на различных уровнях социального партнерства. Заключены и пролонгированы в организациях области 2280 коллективных договоров с охватом 245 824 работника или 61,8 % от общего количества занятых во всех отраслях экономики. Во всех заключенных коллективных договорах есть раздел ²Условия и охрана труда². Контроль за выполнением коллективных договоров осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований области, в рамках переданных государственных полномочий в сфере трудовых отношений.

В качестве примера приведу Соглашение между региональной общественной организацией вологодской областной федерацией профсоюзов, региональным объединением работодателей «Союз промышленников и предпринимателей вологодской области», Агропропромышленным союзом Вологодской области и правительством Вологодской области по вопросам социально – экономической политики на 2010 год.

Договорные обязательства областных органов власти (выборочно):

• осуществлять финансирование согласованных мероприятий по улучшению условий и охраны труда и обеспечению пожарной безопасности в областных учреждениях, в том числе по повышению квалификации работников, проведению медицинских осмотров, предоставлению дополнительных гарантий работникам, занятым на работах с вредными условиями труда;

• организовывать и проводить через систему учебных центров обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей - индивидуальных предпринимателей;

• обеспечить проведение областных отраслевых смотров-конкурсов на лучшую организацию работы в сфере охраны труда и областного межотраслевого смотра-конкурса на лучшую организацию работы по охране труда;

• обеспечить финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в бюджетных организациях в размере не менее 0,2 % суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а также введение должностей специалистов по охране труда в учреждениях с численностью работников более 50 человек и проведение аттестации рабочих мест по условиям труда;

• организовать взаимодействие с Международной организацией труда (МОТ) по распространению в организациях области современных подходов управления охраной труда, а также оценке экономических потерь работодателей в результате несчастных случаев на производстве по методике, разработанной МОТ.

Обязательства стороны предпринимателей (выборочно):

• предусматривать и обеспечивать выполнение разделов охраны труда коллективных договоров, соглашений и иных локальных нормативных актов. Выделить на мероприятия по улучшению условий и охраны труда средства в размере не менее 0,2 % суммы затрат на производство продукции (работ, услуг);

• включать в коллективные договоры или иные нормативные акты мероприятия по охране труда и обеспечению защиты жизни работников в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера с финансированием затрат;

• предоставлять в соответствии с коллективными договорами дополнительные, по сравнению с законодательством, льготы и компенсации работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, с учетом реальных финансово-экономических возможностей;

• создавать службы охраны труда в организациях с численностью работников более 50 человек;

• предоставлять председателям, уполномоченным по охране труда профсоюзных комитетов и членам комиссий оплачиваемое время для осуществления контроля за состоянием и условиями охраны труда. Включать представителей профсоюзов в состав комиссии по приемке вновь вводимых в эксплуатацию и реконструируемых производственных объектов;

• проводить в сроки, определенные коллективными договорами, но не реже одного раза в пять лет, с участием выборного органа профсоюза аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда и предоставлением работникам льгот и компенсаций за работу с вредными условиями труда;

• осуществлять в установленном порядке декларирование промышленной безопасности опасных производственных объектов;

• разрабатывать и реализовывать программы, нацеленные на укрепление здоровья и профилактику заболеваний работников и членов их семей. Организовывать школы укрепления здоровья на рабочем месте с целью профилактики заболеваний с временной и стойкой утратой трудоспособности;

• информировать работников об условиях труда на их рабочих местах и полагающихся им компенсациях и средствах защиты;

• обеспечивать санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание. Возрождать и развивать производственную медицину (здравпункты, медпункты, медицинские кабинеты и т.п.), спортивно-оздоровительные комплексы, учреждения диетпитания;

• организовывать обучение работников в сфере безопасности труда, оказания первой помощи, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда;

• обеспечивать страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, расследование и учет несчастных случаев на производстве;

• участвовать в проведении мероприятий Всемирного дня охраны труда (28 апреля);

• обеспечивать своевременное проведение периодических медицинских осмотров работников, занятых на работах, связанных с движением транспорта, работников организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, лечебно-профилактических и детских учреждений.

Обязательства профсоюзов (выборочно):

• осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями и другими нормативными актами.

• осуществлять контроль за использованием средств Фонда социального страхования Российской Федерации, направляемых на предупредительные меры по сокращению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

• осуществлять контроль за состоянием условий и охраны труда с учетом гендерных аспектов.

• проводить обучение профсоюзного актива по охране труда, в том числе пожарной безопасности.

В дополнение к трехстороннему соглашению (на любом уровне) утверждается годовой план с разбивкой по месяцам мероприятий, которые должны обеспечить выполнение поставленных задач и заявленных договорных обязательств.

В Законе четко определены принципы формирования трехсторонних комиссий разного уровня, их права и обязанности. Комиссии на регулярной основе решают текущие задачи в рамках своей компетенции.

В соответствии с областным трехсторонним Соглашением на 2010 год было разработано положение о проведении областного смотра-конкурса «Коллективный договор – основа защиты социально-трудовых прав работников».

Основными задачами смотра–конкурса являются:

• усиление роли и ответственности сторон социального партнерства в обеспечении надлежащих условий труда, достойного уровня заработной платы и жизни работников;

• повышение качества коллективных договоров как основного механизма регулирования социально-трудовых отношений на уровне организации;

• пропаганда передового опыта в области охраны труда.

Предусмотрены номинации «Лучший коллективный договор в организациях бюджетной сферы», «Лучший коллективный договор в организациях внебюджетной сферы» и «Лучший муниципальный район (городской округ) области по развитию коллективно-договорных отношений». Разработана система оценки в баллах отдельно по нескольким показателям. Победитель определяется по сумме баллов.

С целью оказания помощи первичным профсоюзным организациям, уполномоченным (доверенным) лицам по охране труда профессиональных союзов по организации и проведению наблюдения за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах, в рамках заключенного соглашения между департаментом труда и социального развития Вологодской области и Международной организацией труда, 13-14 мая 2010 года состоялся обучающий семинар «Практические вопросы социального партнерства в сфере охраны труда».

Вся совместная деятельность сторон социального партнерства позволила области оперативно решать возникающие проблемы и разногласия, чтобы сохранить стабильность социально–трудовых отношений в области. Показательным является факт, что с 2008 года в области не зарегистрировано коллективных трудовых споров.

В то же время область ощущает в трудоохранной сфере ряд проблем, которые характерны и для других регионов. Так, руководители не всегда видят непосредственную зависимость благосостояния организации от здоровья работника. Сейчас, если работодатель смог обеспечить безопасные условия труда, вкладывает средства в человеческие ресурсы, то сокращаются его расходы на различного выплаты и компенсации. Государство уходит от той системы, когда работнику выплачивались компенсации только за то, что наименование его профессии или должности отнесено к работам с тяжёлыми или вредными условиями труда.

Неудовлетворительно используется потенциал уполномоченных лиц профсоюзных организаций, полномочия комитетов (комиссий) по охране труда для своевременной оценки уровня риска на том или ином участке производства, рабочем месте, для подготовки предложений по профилактике травматизма и заболеваемости, – бывает и так, что сигнал об опасной ситуации расценивают как самодеятельность, вмешательство в их дела, забывая, что при этом они грубейшим образом нарушают трудовое законодательство. На ряде предприятий вообще нет профсоюзных организаций и профсоюзного контроля.

Для повышения эффективности роли социального партнерства в системе управления охраной труда власти области планируют:

• усилить координацию деятельности в области безопасности и гигиены труда, осуществляемой на региональном и местном уровне государственными органами, работодателями и работниками, их объединениями и другими заинтересованными лицами;

• содействовать созданию первичных профсоюзных организаций на предприятиях и в организациях различных форм собственности и проведение организационных мероприятий по формированию территориальных объединений работодателей;

• содействовать формированию нетерпимого отношения самого работника к нарушениям безопасности труда и наделения его практическими знаниями для возможности предотвращения профессиональных рисков;

• обеспечить широкое освещение работы органов власти, работодателей и профсоюзов в средствах массовой информации.

И.А.Ульяновский, начальник отдела

по урегулированию коллективных трудовых споров

и социальному партнерству



К списку



НЕ НАШЛИ НУЖНЫЙ РАЗДЕЛ?

Воспользуйтесь поиском по сайту:


Логотип

160001, г. Вологда, ул. Благовещенская, 9

При любом использовании информации с сайта обязательна ссылка на socium.gov35.ru



Документ, определяющий политику оператора
в отношении обработки персональных данных.

Сайт использует файлы cookies. Продолжая использование сайта, вы даете согласие на обработку файлов cookies и соглашаетесь с политикой в отношении обработки и защиты персональных данных. Вы можете отключить использование файлов cookies путем изменения настроек вашего браузера, при этом работоспособность сайта и доступность его функционала в полном объеме могут быть ограничены.