В 2019 году Послание Президента РФ Федеральному Собранию 2019 года запустило реформу контрольно-надзорной деятельности. В результате проводимых мероприятий количество видов контроля сократилось с 250 до 141 (федеральных - 101, региональных - 33, муниципальных - 7). Сместился акцент от проверок к профилактике нарушений, срок проведения самих проверок сократился вдвое, с 20 до 10 рабочих дней.
Напомним, первым этапом стала «регуляторная гильотина», в ходе работы которой, было проанализировано 318 тысяч обязательных требований: 143 тысячи отменено, принято 55 тысяч новых, около 120 тысяч сохранено.
Затем были приняты нормативные правовые акты, регламентирующие изменения в контрольно-надзорной деятельности (Федеральный закон об обязательных требованиях № 247-ФЗ от 31.07.2020, Федеральный закон о государственном контроле № 248-ФЗ от 31.07.2020, 240 постановлений Правительства РФ, 350 ведомственных актов, более 35 тысяч региональных и муниципальных актов).
Цель этой работы - введение единых базовых правил и принципов во все виды контроля и надзора, обязательное применение риск-ориентированного подхода, обязательное согласование с органами прокуратуры планов проверок и проведение внеплановых проверок.
Далее для построения обратной связи Правительство РФ ввело процедуру обязательного досудебного обжалования действий контрольных органов. На портале госуслуг был создан сервис «Жалоба на решение контрольных органов». К системе подключены все федеральные, региональные и муниципальные контрольные органы. В 2023 году в систему досудебного обжалования поступило почти в два раза больше обращений, чем в 2022 году. Большинство организаций считают систему досудебного обжалования полезной.
Для снижения нагрузки на контролируемых лиц, при введении санкций в связи с военной операцией РФ на Украине, 10 марта 2022 года Правительством РФ был установлен мораторий на проверки. До 2030 года плановые проверки возможны только в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска. Внеплановые проверки допускаются только по основаниям, которые определены Правительством РФ (например, при угрозе жизни и здоровью граждан, возникновении ЧС, по поручениям Президента и Правительства РФ).
В 2023 году были продлены ограничения на внеплановые проверки. Изменен подход в части проверок по индикаторам риска - проверку можно провести при выявлении любого индикатора риска только в случае, если выявленный индикатор риска сопряжен с непосредственной угрозой жизни граждан.
В 2023 году проведено около 50 тысяч инспекционных визитов, их доля достигла 15% от общего числа проверок и выросла почти в два раза по сравнению с 2022 годом.
Более чем в 14 раз выросло число проверок по индикаторам риска: с 560 до 8,2 тысяч мероприятий. Так, в 2023 году такие проверки составили более трёх процентов от всех внеплановых проверок, хотя в 2022 году их процент составлял менее 0,3.
В 2023 году проведено 1,1 миллион профилактических визитов. Это почти в два раза больше, чем в 2022 году.
Таким образом, совершенствование законодательства, введение прогрессивных мер поддержки бизнеса, значительное снижение административного давления со стороны контролирующих органов, внедрение механизма досудебного обжалования оказали положительное влияние на состояние экономики в России.
Сайт использует файлы cookies. Продолжая использование сайта, вы даете согласие на обработку файлов cookies и соглашаетесь с политикой в отношении обработки и защиты персональных данных. Вы можете отключить использование файлов cookies путем изменения настроек вашего браузера, при этом работоспособность сайта и доступность его функционала в полном объеме могут быть ограничены.