Заслушав выступления депутатов Государственной Думы, представителей федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав Приволжского федерального округа, руководителей учреждений отдыха и оздоровления детей, общественных организаций, участники «круглого стола» отмечают, что обеспечение отдыха и оздоровления подрастающего поколения имеет для страны важнейшее значение.
В последние годы в сравнении со сложным периодом 90-х - начала 2000-х годов государство стало уделять больше внимания поддержке системы детских оздоровительных лагерей. Так, например, 2010 год охарактеризовался, в первую очередь, изменением механизма организации и финансирования летнего отдыха. В результате перехода на современные принципы организации данной отрасли уравнены в правах на получение соответствующих услуг дети застрахованных и незастрахованных граждан.
За последние годы на федеральном уровне принят целый ряд мер, направленных на урегулирование отношений в сфере детского отдыха:
- утвержден Комплекс мер, направленный на совершенствование организационного, методического и финансового обеспечения отдыха и оздоровления детей и подростков;
- приняты различные федеральные законы и постановления Правительства Российской Федерации в данной сфере;
- разработаны и направлены в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации для руководства в работе:
- Типовое положение о детском оздоровительном лагере, Единые требования к составлению и ведению реестров организаций отдыха и оздоровления детей,
- Типовая форма паспорта организаций отдыха и оздоровления детей,
- рекомендации субъектам Российской Федерации по организации оздоровительной кампании детей.
Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей на протяжении последних лет осуществляет мониторинг, обобщает статистические данные и практику работы по организации детского отдыха и оздоровления, проводимой в субъектах Российской Федерации, организует и принимает активное участие в мероприятиях как в Государственной Думе (круглые столы, расширенные заседания Комитета), так и в субъектах Российской Федерации (семинары, конференции, всероссийские встречи организаторов отдыха и оздоровления детей).
Комитетом в 2008-2012 г.г. проводились различные мероприятия, направленные на выявление и обсуждение наиболее острых проблем, стоящих перед государством и обществом в данной сфере, выработку предложений по устранению таких проблем, консолидацию усилий государственных органов и общественных организаций. Логическим продолжением проводимой работы является "круглый стол", проводимый в г. Перми в апреле 2014 года.
Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации на сегодняшний день осуществляется таким образом, что полномочия по организации отдыха детей и их оздоровления отнесены к ведению региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Практика реализации данных положений позволяет выявить как положительные моменты, так и определенное несовершенство существующей системы (отсутствие централизации).
Современные социальные институты едины в своем понимании важности данной сферы отношений, а множественность подходов к совершенствованию деятельности государственных, муниципальных, общественных и прочих субъектов, вариативность различных форм и типов детских лагерей свидетельствуют об актуальности и глубокой заинтересованности общественности в решении существующих проблем.
Во многих регионах Российской Федерации имеется уникальный опыт создания условий для детского отдыха и оздоровления, используются наработки, имеющиеся в других регионах, международный опыт. Это оказывает благотворное воздействие на ситуацию с отдыхом детей.
По данным Минтруда России, на проведение мероприятий по отдыху и оздоровлению детей в 2013 году было в совокупности израсходовано более 55, 33 млрд. рублей, что на 4, 63 млрд. рублей больше чем в 2012 году (50, 7 млрд. рублей).
Выраженный оздоровительный эффект с показателем свыше 90%, по данным Роспотребнадзора, был зарегистрирован у детей в 59 субъектах Российской Федерации. В ходе летней оздоровительной кампании в 2013 году в ряде учреждений были выявлены нарушения требований санитарного законодательства, составлено 32 тыс. 100 протоколов об административных правонарушениях, от работы было отстранено 1 тыс. 337 сотрудников учреждений отдыха и оздоровления детей.
Проведение "круглого стола" в Пермском крае обусловлено, в числе прочего, накопленным положительным опытом данного региона в сфере реализации полномочий по организации отдыха детей. Пермский край является одним из первых субъектов Российской Федерации, широко внедряющим инструменты государственно-частного партнерства. Значительное число лагерей Пермского края находятся в частной собственности. К положительному региональному опыту необходимо отнести сложившуюся практику сотрудничества государственных органов и организаторов детского отдыха, совещаний в формате ежемесячных встреч, а также создание единого "Ресурсного центра" по развитию системы лагерей отдыха и оздоровления.
Кроме того, Пермский край является одним из регионов-участников Модельной программы развития системы отдыха и оздоровления детей в субъектах Российской Федерации, наряду с Санкт-Петербургом и Ульяновской областью, задачами которой является модернизация и развитие объектов отдыха и оздоровления детей, увеличение охвата детей соответствующими программами, увеличение числа организаций различных форм собственности и ведомственной принадлежности, реализующих программы отдыха и оздоровления.
На территории Пермского края реализуется программа организации лагерей с дневным пребыванием на территории загородных лагерей отдыха, а также при учреждениях культуры (театрах). Подобная практика представляется полезной и в более полной мере отвечающей интересам ребенка, в сравнении с широко распространенной (лагеря с дневным пребыванием на территории школ), и может быть рекомендована для внедрения другим субъектам Российской Федерации. Также развиваются детские оздоровительные лагеря профильной направленности (физико-математические и др.).
При этом, отмечая определенные успехи региона, следует учитывать и существующее несовершенство данной отрасли в целом.
Кроме того, участники "круглого стола" вынуждены констатировать, что существенная часть концептуальных проблем, лежащих в основе всей негативной ситуации в сфере организации отдыха детей и их оздоровления, до настоящего времени не разрешена. Не усматривается и намерений государства предпринимать шаги по их устранению в ближайшем будущем.
1. До настоящего времени в стране фактически отсутствует единая государственная политика, направленная на определение концептуальных принципов и государственных намерений относительно целей и задач организации системы детского отдыха и оздоровления, не определена четкая программа действий по созданию такой системы.
2. Отмечается бессистемность и противоречивость существующей нормативной правовой базы по вопросам детского отдыха и оздоровления, недостаточная юридико-техническая и идеологическая проработанность соответствующих документов как на федеральном, так и на региональном уровнях.
3. Определенная межведомственная разобщенность, а также отсутствие у федеральных органов исполнительной власти необходимых правовых рычагов воздействия приводит к отсутствию координации в данной сфере, а также к тому, что в настоящее время не существует системного подхода к определению основ единой государственной политики в отношении организации отдыха и оздоровления детей.
4. Продолжает уменьшаться количество летних загородных оздоровительных лагерей при одновременном увеличении численности лагерей для школьников с дневным пребыванием.
Так, за последние десять лет по данным Федеральной службы государственной статистики численность загородных оздоровительных лагерей сократилась почти на 1000 единиц, с 3,190 тыс. (2003 год) до 2,285тыс. (2013 год). Соответственно произошло и сокращение численности отдохнувших в них детей (-600-700 тысяч).
Аналогичным образом снизилось и общее число детских оздоровительных учреждений. В 2007 году, по данным Росстата, в Российской Федерации было открыто 52, 200 тыс. детских лагерей, в 2013 году их количество составило уже 46, 868 тыс. единиц.
Одновременно с этим увеличилось число лагерей для школьников с дневным пребыванием (наименее эффективных с точки зрения оздоровления детей) - с 35,170 тыс. в 2003 г. до 38, 715 тыс. в 2013 г. (+3, 6 тыс.), и, соответственно, находившихся в них детей - с 832.900 чел. (в 2003 году) до 2.825.699 чел. (в 2013 году).
Министерство труда и социального развития Российской Федерации отмечает сокращение количества лагерей труда и отдыха (на 879 единиц), но при этом сообщает о росте числа палаточных лагерей (на 517 единиц).
Участники «круглого стола» убеждены, что государству необходимо принимать меры по сохранению и развитию системы загородных оздоровительных лагерей, уделив особое внимание оздоровительным лагерям круглогодичного действия, как наиболее эффективным звеньям системы отдыха и оздоровления.
При организации детской оздоровительной кампании и определении ее сроков финансирования необходимо постепенно изменять приоритеты в сторону планового перехода от сезонного оздоровления к круглогодичному циклу отдыха и оздоровления детей. Это позволит охватить большее количество детей, обеспечит развитие отрасли, повысит рентабельность детских оздоровительных учреждений.
5. Значительное число сохранившихся и функционирующих загородных лагерей требуют капитального ремонта, многие из них не приспособлены для круглогодичного функционирования, не развивается их материальная база. Строительство новых детских оздоровительных лагерей в субъектах Российской Федерации практически не ведется. В этой связи, участники «круглого стола» полагают целесообразным разработать Федеральную целевую программу, предусматривающую софинансирование реконструкции и строительства детских оздоровительных лагерей
6. Несовершенная государственно-общественная система управления в сфере детского отдыха, слабая мотивация бизнеса на сотрудничество в данной отрасли. Перед государством стоит задача по привлечению частных инвестиций в сектор детского отдыха и оздоровления. Это предполагает наличие режима благоприятствия со стороны государственных органов.
7. Недостаточное внимание уделяется развитию детского туризма. Данное направление представляется чрезвычайно перспективным, не требующим существенного финансового вливания, капитального строительства, поддержания материально-технической базы. При этом данное направление детского отдыха не получает достаточной поддержки государства, сдерживается излишне жесткими правовыми регламентациями.
8. Актуальными остаются вопросы кадрового обеспечения организаций летнего отдыха и оздоровления детей, подготовки вожатского корпуса. Возможный выход из сложившейся ситуации - это более массовое привлечение студентов педагогических и профильных ВУЗов, прошедших специальную подготовку, к работе с детьми в каникулярный период. Необходимо введение обязательной педагогической практики указанных категорий студентов для работы в загородных оздоровительных лагерях.
Недостаточная профессиональная подготовка специалистов для работы в организациях отдыха и оздоровления (воспитателей, вожатых, других сотрудников) зачастую приводит к трагическим последствиям. В субъектах Российской Федерации следует ввести институт сертификации руководителей, вожатых и иных специалистов, работающих с детьми.
Председатель Правительства Российской Федерации Д.А. Медведев на совещании об организации детского отдыха 20 мая 2013 года предлагал рассмотреть вопрос о возрождении системы прохождения студенческой педагогической практики в летних лагерях.
Участники «круглого стола» полагают, что Российская Федерация должна занять лидирующие позиции в сфере подготовки специалистов для работы с детьми в лагерях различных организационных форм.
9. Важнейшим вопросом остается недостаточное софинансирование данной отрасли из средств федерального бюджета. На фоне сокращающегося количества детских лагерей, на 2015 год в федеральном бюджете не предусмотрены ранее заложенные 4, 6 млрд. рублей (4, 3 млрд. руб. в 2014 году).
Подобное предложение дискредитирует роль федеральных органов государственной власти в решении вопросов отдыха и оздоровления детей и вызовет у общества закономерную негативную реакцию, поскольку рассматриваемые ассигнования являются в настоящее время единственной статьей расходов федерального бюджета в данной сфере, не считая детей военнослужащих и иных специальных субъектов.
Кроме того, неясно куда предполагается перенаправить высвободившиеся средства федерального бюджета. Участники "круглого стола" полагают, что в целях улучшения положения в сфере социальной поддержки семьи необходимо направлять соответствующие средства на конкретные цели, отвечающие интересам семей с детьми.
В целях консолидации усилий всех ветвей государственной власти, неправительственных организаций в сфере организации отдыха и детей, выработке эффективных мер по развитию и сохранению организаций детского отдыха и оздоровления, участники «круглого стола»
рекомендуют:
1. Правительству Российской Федерации рассмотреть вопросы:
1.1. О разработке проекта федерального закона об организации отдыха и оздоровления детей в Российской Федерации, в котором, в частности, должно найти закрепление и раскрытие понятие «услуга предоставления детского отдыха и оздоровления» в качестве меры социальной поддержки отдельных категорий населения, а также легальное определение статуса детского оздоровительного учреждения и предоставление услуги отдыха и оздоровления посредством системы государственных сертификатов;
1.2. О признании профессии вожатого педагогической деятельностью (соответственно, о зачете стажа вожатого в стаж педагогической деятельности);
1.3. О поручении Министерству финансов Российской Федерации об изыскании средств, направляемых на софинансирование организации отдыха детей и их оздоровления в 2015 году и в дальнейшем.
1.4. О поручении Министерству образования и науки Российской Федерации разработать меры по привлечению студентов профильных ВУЗов и специальностей для работы в загородных оздоровительных лагерях, а также ввести обязательную педагогическую практику студентов для работы в загородных оздоровительных лагерях;
1.5. О разработке Федеральной целевой программы, предусматривающей софинансирование реконструкции имеющихся и строительства новых детских оздоровительных лагерей;
1.6. О создании безбарьерной (доступной) среды в местах отдыха и оздоровления для детей-инвалидов на основе софинансирования из федерального бюджета необходимых мероприятий по реконструкции существующих лагерей;
1.7. Об упрощенном порядке лицензирования медицинской деятельности на базе детского оздоровительного лагеря (лицензирование медицинских кабинетов"), предусмотрев на 2014-2015 годы "мораторий" на лицензирование медицинских кабинетов;
1.8. О создании при Правительстве Российской Федерации Координационного Совета по организации детского отдыха и оздоровления в России, в который бы вошли представители федеральных органов законодательной и исполнительной власти, правоохранительных органов, общественных организаций, деятельность которого была бы направлена на координацию органов государственной власти и общественных организаций на федеральном и региональном уровнях по организационному, кадровому и методическому обеспечению отдыха и оздоровления детей;
1.9. О распространении налоговых льгот на семьи за приобретение путёвок на отдых и оздоровление детей в возрасте 16-17 лет;
1.10. О создании Единого информационного портала с содержанием, касающимся системы отдыха и оздоровления детей;
1.11. О снижении цен (тарифов), по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию, для детских загородных лагерей, поскольку эта мера позволила бы более эффективно осуществлять свои уставные функции, направляя высвободившиеся финансы на решение задач, непосредственно связанных с улучшением качества отдыха и оздоровления детей;
1.12. Об упорядочении статистической отчетности детских загородных лагерей.
2. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления:
2.1. При организации отдыха и оздоровления детей в субъектах Российской Федерации более полно использовать опыт успешных лагерей, в которых применяются программы развития индивидуальных способностей и навыков ребенка;
2.2. Постепенно изменять приоритеты в сторону планового перехода от сезонного оздоровления к круглогодичному циклу отдыха и оздоровления детей;
2.3. Способствовать процессу передачи неиспользуемых в течение длительного периода времени детских лагерей хозяйствующим субъектам в хозяйственное ведение или оперативное управление, без изменения целевого назначения указанных лагерей;
2.4. Увеличивать долю оздоровления в программе пребывания детей в лагерях с дневным пребыванием, более широко распространять практику открытия лагерей с дневным пребыванием на территории загородных оздоровительных лагерей.
2.5. Активизировать работу по созданию региональных информационных порталов.
3. Комитету Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей:
3.1. Рассмотреть проект данных рекомендаций на одном из ближайших заседании Комитета;
3.2. Направить материалы "круглого стола" и настоящие рекомендации в Правительство Российской Федерации и в Законодательное собрание Пермского края;
3.3. Опубликовать материалы настоящего «круглого стола» на странице Комитета в сети "Интернет".
Председатель Комитета по вопросам семьи, женщин и детей
Е.Б. Мизулина
Сайт использует файлы cookies. Продолжая использование сайта, вы даете согласие на обработку файлов cookies и соглашаетесь с политикой в отношении обработки и защиты персональных данных. Вы можете отключить использование файлов cookies путем изменения настроек вашего браузера, при этом работоспособность сайта и доступность его функционала в полном объеме могут быть ограничены.