Организация детской оздоровительной кампании в Вологодской области в 2010 году обеспечена нормативными правовыми документами: внесены изменения в 2 закона области, приняты 5 постановлений Правительства области, в том числе одно совместно с Вологодской областной Федерацией профсоюзов.
В связи с переходом на новый механизм финансирования детской оздоровительной кампании отличительные особенности организации отдыха и оздоровления детей в 2010 году зафиксированы в областных правовых актах.
Дети застрахованных и незастрахованных граждан имеют равные права на получение путевки в организации отдыха детей и их оздоровления.
За предоставлением частичной оплаты стоимости путевки за счет средств областного бюджета в уполномоченный орган могут обращаться не только работодатели, но и родители.
Возраст детей, для которых может быть произведена частичная оплата стоимости путевки в оздоровительное загородное учреждение за счет средств областного бюджета, увеличен до 18 лет (до 2010 года Фондом социального страхования оплачивались путевки для детей до 16 лет).
Закупка санаторных путевок, произведена департаментом труда и социального развития с учетом норм 94 Федерального закона (от 21 июля 2005 года № 94 – ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»). Выдача путевок производится через органы социальной защиты населения по месту жительства ребенка.
В загородные оздоровительные учреждения, выбранные непосредственно детьми и их родителями, за счет средств областного бюджета оплачивается часть стоимости путевки в размере 5550 рублей для всех детей за исключением детей, работников бюджетной сферы. Для них размер частичной оплаты стоимости путевки составляет 9990 рублей.
Распределение средств областного бюджета на частичную оплату стоимости путевок в загородные оздоровительные учреждения, оплату стоимости наборов продуктов питания в лагерях с дневным пребыванием между муниципальными образованиями области в 2010 году произведено пропорционально численности детей. Тем самым детям, проживающим в сельской местности, и детям – жителям городов, предоставлены равные возможности и права на отдых в загородных стационарных оздоровительных лагерях.
Оздоровительная кампания обеспечена финансовыми ресурсами. На отдых и оздоровление детей планируется направить около 400,0 млн. рублей, что больше уровня 2009 года на 86,0 млн. рублей (в 2009 году – 313,7 млн. рублей).
Объем средств областного бюджета составляет 240,0 млн. рублей, в том числе 142,0 млн. рублей на исполнение полномочий, преданных от Фонда социального страхования (в 2009 году расходы областного бюджета и Фонда социального страхования составили 207,5 млн. рублей).
Размер средств федерального бюджета, направленных на организацию отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, увеличен в 5 раз и составляет 53,6 млн. рублей (в 2009 году – 10,4 млн. рублей).
Объем средств в местном бюджете увеличен с 14,8 млн. рублей в 2009 году до 31 млн. рублей в 2010 году.
На уровне 2009 года планируется сохранить расходы работодателей (49,1 млн. рублей) и родителей (27,6 млн. рублей) на организацию отдыха и оздоровления детей. (Например, в детский оздоровительно-образовательный центр «Лесная сказка» полностью за счет средств родителей на 1-3 смену приобретено более 160 путевок).
Как уже было отмечено, распределение средств областного бюджета между муниципальными образованиями области в 2010 году было произведено пропорционально численности детей с предоставлением равных возможностей для городских и сельских детей отдыхать в загородных оздоровительных лагерях. В предыдущие годы этот принцип не учитывался.
В 2009 году из средств Регионального отделения Фонда социального страхования не было оплачено ни одной путевки для детей из Вашкинского и Усть-Кубинского районов; для всех работодателей Бабушкинского, Белозерского, Кирилловского, Междуреченского, Тарногского, Устюженского, Харовского районов была произведена оплата от 1 до 8 путевок. При этом дети, проживающие в городах Вологде и Череповце, пользовались преимуществом: из 7993 путевок, в оплате которых участвовали средства Фонда социального страхования, 6585 путевок было оплачено для детей Вологды и Череповца.
В текущем году за счет средств областного бюджета будет произведена частичная оплата стоимости 2255 путевок для детей, проживающих в муниципальных районах области; для детей городов Вологды и Череповца - 6184 путевки и это чуть ниже уровня 2009 года, когда была произведена оплата 6585 путевок.
Данная ситуация обусловлена тем, что Фондом социального страхования оплата производилась в нефиксированных размерах – «до 90%, до 50%». В правовых актах 2010 года четко определен размер частичной оплаты стоимости путевки (50% или 90%), который не подлежит уменьшению.
С учетом обращений профсоюзных комитетов, для удовлетворения потребности в путевках в загородных оздоровительные лагеря для детей Вологды и Череповца департамент труда и социального развития предложил районам часть денежных средств на частичную оплату стоимости путевки возвратить в пользу детей, проживающих в этих городах. В результате перераспределения г. Вологде были дополнительно перераспределены 1,4 млн. рублей, г. Череповцу – 7,88 млн. рублей.
Кроме того органы социальной защиты населения организовали работу по выявлению семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, для которых оплата части стоимости путевки производится за счет средств федерального бюджета. По состоянию на 1 июля за счет средств федерального бюджета в городских округах и муниципальных районах области были оплачены 1983 путевки в загородные оздоровительные лагеря.
Проблема обеспечения путевками детей, проживающих в городах Вологде и Череповце, решается и за счет средств бюджетов городов. Присутствующая на заседании Правительства начальник комитета социальной защиты населения города Череповца Н.Е. Самчук проинформирует об обеспечении путевками в загородные оздоровительные лагеря детей города.
По всем вопросам, касающимся отдыха и оздоровления детей, департаментом труда и социального развития области, органами социальной защиты муниципальных образований обеспечено проведение информационной кампании, в том числе с использованием электронных и бумажных средств массовой информации. Проведена разъяснительная работа с представителями профсоюзного актива области, районов, предприятий. Неоднократно вопрос организации отдыха и оздоровления детей рассматривался на заседании трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Однако профсоюзные органы и организации не всегда разъясняли работникам и работодателям новые административно-финансовые условия, предлагая им обращаться за разъяснениями в департамент труда и социального развития. Областной Федерацией профсоюзов неоднократно направлялись в Федерацию независимых профсоюзов России сведения, искажающие реальную ситуацию в области и в части финансирования детской оздоровительной кампании, и в части сроков разработки нормативных документов и принятия механизмов оплаты путевок.
Профсоюзному активу области необходимо активизировать информационную работу по разъяснению изменившихся условий и особенностей организации отдыха и оздоровления детей, так как в сентябре начнется заявочная кампания будущего года.
Летняя оздоровительная кампания 2010 года началась организованно.
Посостоянию на 16 июля:
· в области открыты все 20 загородных оздоровительных лагерей, которые приняли 9298 человек, что соответствует уровню прошлого года;
· приобретено 5527 детских санаторных путевок, в настоящее время санаторное лечение прошли 2905 детей области (2009 год – 2450 человек);
· обеспечена работа 625 лагерей с дневным пребыванием для 21690 детей (2009 год - 629 лагерей, 21660 детей);
· в 157 профильных лагерях, которые имеют четко определенную направленность деятельности (например, краеведческую, спортивную, экологическую, художественную) и созданы практически во всех районах области, обеспечен отдых 4059 детей. (2009 год – 158 лагерей, 4086 детей);
· в лагерях, расположенных на побережье Черного и Азовского морей, которые организуются туристическими кампаниями области, отдохнуло 743 человека (это ниже показателя 2009 года на 189 человек).
Одной из основных задач при организации отдыха и оздоровления – это обеспечение безопасности детей.
До начала оздоровительной кампании все учреждения отдыха и оздоровления прошли официальную проверку органами Роспотребнадзора, государственного пожарного надзора, городскими и районными межведомственными комиссиями по организации отдыха, оздоровления и занятости детей. Со стороны названных органов осуществляется систематический контроль в течение всего оздоровительного сезона.
Все загородные оздоровительные лагеря обследованы областной межведомственной комиссией по организации отдыха и оздоровления детей.
Одним из условий пожарной безопасности детей является оснащение учреждений отдыха автоматической пожарной сигнализацией. Вместе с тем из 20 загородных оздоровительных лагерей трем выписаны предписания госпожнадзора по установке автоматической пожарной сигнализации (ЗОЛ «Дружба» Великоустюгского района, детский оздоровительно-образовательный центр «Дружба» Верховажского района, детский оздоровительно-образовательный лагерь «Школа путешественников Федора Конюхова» Тотемского муниципального района).
В течение июня в двух жилых корпусах лагеря «Школа путешественников Федора Конюхова» автоматическая пожарная сигнализация установлена, на остальных объектах - в столовой, административном корпусе и жилом корпусе № 3. автоматическая пожарная сигнализация будет установлена после завершения смены.
Установка автоматической пожарной сигнализации в оздоровительно-образовательном центре «Дружба» (Верховажский район) также будет произведена после окончания оздоровительной смены 30 июля.
Загородный оздоровительный лагерь «Дружба» (Великоустюгский район), организатором которого выступает ОАО «Дед Мороз», арендует помещения у ОАО «Новаторский леспромхоз». В данном случае организатор отдыха не имеет имущества, а собственник имущества не проводит лагерь, в результате проблема не решается. С целью обеспечения пожарной безопасности необходимо потребовать от ОАО «Дед Мороз» и от ОАО «Новаторский леспромхоз» установки автоматической пожарной сигнализации.
С целью усиления мер пожарной безопасности до 20 июля в оздоровительных учреждениях объявлен особый противопожарный режим, запрещено посещение лесов, разведение костров. В целях практической отработки действий персонала по эвакуации людей при возникновении пожара, умению пользоваться первичными средствами пожаротушения, в период летней оздоровительной кампании на объектах отдыха и оздоровления детей с круглосуточным пребыванием составлены графики проведения и ежемесячно проводятся тренировки по эвакуации людей в случае возникновения пожара.
Из 20 загородных оздоровительных лагерей, 9 имеют разрешение на эксплуатацию пляжей, 2 – используют бассейны («Изумруд» на территории лагеря, «Дружба» Великоустюгский район по договору с бассейном). В остальных учреждениях пляжи не организованы по причинам несоответствия береговой зоны (крутые берега, большая глубина, быстрое течение, подводные ключи), удаленности лагеря от водного объекта (территория пляжа не принадлежит лагерю, в связи с чем оборудовать пляж в соответствии с нормами не представляется возможным). В данных лагерях организованы летние души (лагерь имени А.Яшина, лагерь «Единство»), ежедневно работают бани, обеспечена постоянная работа душевых, организовано обливание водой. Проводятся развлекательные мероприятия «Банные припарки», «Водное-шоу» предполагающие использование воды.
В целях обеспечения безопасности жизни и здоровья детей при купании инспекторским составом Государственной инспекции по маломерным судам по Вологодской области проводятся профилактические мероприятия в виде лекций и бесед.
Под постоянным контролем управления внутренних дел по Вологодской области находятся вопросы соблюдения правил безопасности при доставке детей к местам отдыха и обратно. Перевозки детей осуществляются в строгом соответствии с действующим законодательством. С сотрудниками государственной инспекции по безопасности дорожного движения проводятся инструктажи по конкретным условиям сопровождения; по маршруту следования колонн автобусов с детьми, выставляются дополнительные наряды дорожно-постовой службы.
Сотрудниками государственной инспекции по безопасности дорожного движения проведено техническое обследование автотранспортных средств, привлекаемых к перевозке организованных групп детей, проверена профессиональная пригодность водителей, задействованных в перевозке детей к местам отдыха и обратно.
В целях предупреждения безнадзорности и пресечения правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов правоохранительные органы, взаимодействуя с органами местного самоуправления, субъектами системы профилактики, организуют работу по отдыху и оздоровлению несовершеннолетних, состоящих на учете в органах внутренних дел, группами «социального риска». Совместными усилиями они проводят мероприятия, направленные на выявление и оказание всесторонней помощи социально-дезадаптированным детям, содействуют временному трудоустройству несовершеннолетних в летний период, организуют работу шефов-наставников из числа сотрудников офицерского состава. Неделя права с привлечением сотрудников органов внутренних дел прошла в оздоровительном комплексе «Легенда». По предварительным данным Управления внутренних дел по Вологодской области 60% подростков, состоящих на учете в органах внутренних дел, в летний период будут охвачены организованными формами отдыха. За прошедшее время осуществлено 663 комплексные проверки стационарных мест организованного отдыха подростков.
Однако, несмотря на принимаемые меры в течение 1 смены территорию оздоровительного комплекса «Легенда» самостоятельно, без разрешения покинули несовершеннолетние воспитанники Грязовецкой школы-интерната, которые были найдены и переданы администрации учебного заведения.
Одной из проблем первой смены является проблема комплектования её педагогическими работниками и сокращение количества педагогов, закрепленных за детскими отрядами. При нормативе 1 взрослый на 10 человек, в первую смену, как правило, 1 взрослый работает с 15 и более детьми. И это отражается на содержании отдыха детей, сокращении мероприятий в отряде, ограничении возможностей досуговой деятельности. В этой связи необходимо департаменту образования области совместно образовательными учреждениями высшего и среднего педагогического образования разработать мероприятия по подготовке и повышению квалификации педагогических работников, организующих работу с детьми в каникулярное время, содействовать руководителям загородных оздоровительных учреждений в обеспечении комплектования педагогическим персоналом.
В текущем сезоне массовых инфекционных и неинфекционных (отравлений) заболеваний среди отдыхающих в области детей не зарегистрировано.
С целью совершенствования работы по организации питания в ближайшее время согласно поручению Правительства РФ необходимо разработать типовые документы, направленные на совершенствование порядка определения поставщиков продуктов питания и обеспечения поставки качественных продуктов детским оздоровительным организациям. К ним относятся – типовая документация на проведение торгов на поставку продуктов питания, типовые контракты на поставку продуктов питания, установление финансового обеспечения исполнения контракта. Кроме того, на уровне субъекта РФ поручено разработать и внедрить систему контроля качества и безопасности пищевых продуктов, готовой пищи, санитарного состояния пищеблоков.
Материальная база загородных детских оздоровительных учреждений продолжает оставаться слабой.
Из 20 детских оздоровительных лагерей области в 4 учреждениях нет канализации и горячего водоснабжения, еще в 5 загородных лагерях – канализацией и водоснабжением обеспечены не все корпуса.
Кроме этого с 2008 года из-за несоответствующей требованиям пожарной и санитарно-эпидемиологической безопасности материально-технической базы 5 загородных оздоровительных учреждений (в том числе 1 – круглогодичного действия) не приступили к работе - лагеря Белозерского, Вологодского, Грязовецкого, Кирилловского районов, департамента образования области.
Что бы они приняли на отдых детей, необходимы средства в размере 140,3 млн. рублей (на ремонт жилых корпусов, строительство столовой, замена систем электроснабжения, водоснабжения, канализации, приобретение технологического оборудования, проведение противопожарных мероприятий). По долгосрочной целевой программе «Организация отдыха детей, их оздоровления и занятости на 2009 – 2012 годы» им запланировано выделение в 2010-2012 годах 64,5 млн. рублей, что составляет 46% от потребности. В 2010 году для трех учреждений выделено 8,7 млн. рублей.
В целом на реконструкцию всех лагерей области, находящихся в государственной и муниципальной собственности, укрепление их материально-технической базы необходимо 225,6 млн. рублей. По указанной долгосрочной целевой программе запланировано выделение 110,8 млн. рублей.
На совещании об организации летнего отдыха детей и подростков, которое по инициативе и при участии Президента Российской Федерации Д.А. Медведева, проходило 8 июня в детском оздоровительном лагере в Пушкинском районе Подмосковья, определены основные задачи по развитию системы отдыха и оздоровления детей.
Правительству Российской Федерации совместно с высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации:
- Принять меры, направленные на развитие системы отдыха и оздоровления детей и подростков;
- Принять все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по предотвращению перепрофилирования детских оздоровительных организаций независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности.
Срок – 1 октября 2010 года
Ответственные: Путин В.В., высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации
Рекомендовать высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации:
- Осуществить совместно с МЧС России, МВД России, Минтрансом России и Минздравсоцразвития России необходимые мероприятия для обеспечения комплексной безопасности объектов отдыха и оздоровления детей и подростков, а так же для их безопасности во время перевозки к местам отдыха и обратно. ()
Срок – 1 июля 2010 г.
- В рамках проведения летней оздоровительной кампании 2010 года реализовать совместно с Минобрнауки России программы духовно-нравственного, гражданско-патриотического и трудового воспитания детей и подростков, формирования у них толерантности, уважительного отношения к культуре других стран и народов. (Срок – 1 сентября 2010 г).
Ответственные: высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации
Сайт использует файлы cookies. Продолжая использование сайта, вы даете согласие на обработку файлов cookies и соглашаетесь с политикой в отношении обработки и защиты персональных данных. Вы можете отключить использование файлов cookies путем изменения настроек вашего браузера, при этом работоспособность сайта и доступность его функционала в полном объеме могут быть ограничены.