Приложение
Утверждено приказом департамента труда
и социального развития области
от 14.05.2009 года № 177
Методические рекомендации по расходованию личных денежных средств недееспособных граждан, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания области
Методические рекомендации основаны на положениях Гражданского и Трудового кодексов РФ, Федерального закона «Об опеке и попечительстве».
1. Общие положения
В соответствии с пунктом 5 статьи 11 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» недееспособным гражданам, помещенным под надзор в медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, опекуны не назначаются. Исполнение обязанностей опекунов возлагается на указанные организации.
Таким образом, исполнение обязанностей опекунов недееспособных граждан, помещенных в стационарные учреждения социального обслуживания, возлагается на администрации этих учреждений.
Федеральным законом от 24.04.2008г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» урегулированы имущественные права опекунов и попечителей и их подопечных. В соответствии со статьей 17 указанного закона подопечные не имеют права собственности на имущество опекунов или попечителей, а опекуны или попечители не имеют права собственности на имущество подопечных, в том числе на суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на содержание подопечных социальных выплат.
В соответствии со статьей 37 Гражданского Кодекса Российской Федерации доходы недееспособного подопечного, в том числе суммы пенсий, пособий и иных предоставляемых на его содержание социальных выплат, расходуются опекуном исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства.
В связи с этим, выплата пенсий и иных социальных выплат лицам, находящимся под опекой, должна осуществляться на личные счета подопечных в кредитных организациях.
В соответствии с постановлением Правительства области от 18.07.2005 года № 736 «О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов» (с изменениями) стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в государственных учреждениях социального обслуживания осуществляется за плату.
Плата за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов производится на основании договора о стационарном обслуживании. Размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов составляет не более 75% суммы установленного пенсионного обеспечения.
По заявлению опекуна (учреждения) в соответствующее отделение Пенсионного фонда РФ взимание платы за стационарное обслуживание с недееспособного подопечного производится путем безналичного перечисления части установленного ему пенсионного обеспечения на счет учреждения. Перечисление оставшейся части пенсионного обеспечения, а также иных социальных выплат производится на расчетные счета недееспособных подопечных, открытые опекуном в кредитных организациях.
В соответствии со статьей 19 ФЗ «Об опеке и попечительстве» опекун вправе вносить денежные средства подопечного только в те кредитные организации, не менее половины акций (долей) которых принадлежат Российской Федерации (например, Сберегательный банк РФ).
2. Порядок снятия и расходования личных денежных средств со счетов недееспособных граждан.
2.1. Порядок работы с органами опеки и попечительства.
Расходование опекуном-учреждением денежных средств подопечного, имеющихся на его личном счете, должно осуществляться с соблюдением положений пункта 1 статьи 37 Гражданского кодекса РФ, т.е. исключительно в интересах недееспособного подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства.
В целях расходования личных денежных средств недееспособных клиентов опекун (учреждение) обращается в орган опеки и попечительства с ходатайством о выдаче разрешения на получение и расходование ежемесячного дохода недееспособных клиентов на календарный год либо по мере необходимости.
По ходатайству опекуна (учреждения) орган опеки и попечительства вправе выдать годовое разрешение на получение и расходование текущего ежемесячного дохода недееспособных клиентов на их содержание (дополнительное питание, одежда, обувь, товары для прикладной деятельности и др.). В случае необходимости расходования денежных средств недееспособных граждан в сумме, превышающей их ежемесячный доход, имеющихся у них сбережений или приобретения товаров длительного пользования (бытовая техника и др.) опекун должен получить дополнительное разрешение в органе опеки и попечительства на приобретение того или иного товара или оказание услуги с обоснованием необходимости его приобретения.
Разрешение на расходование опекуном (учреждением) личных денежных средств недееспособных подопечных должно быть оформлено нормативным правовым актом, как правило, распоряжением Главы муниципального района, либо по его поручению распоряжением уполномоченного должностного лица.
Имущество, приобретенное в интересах и за счет личных денежных средств клиента, должно быть закреплено за ним.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона № 48-ФЗ от 24.04.2009 года «Об опеке и попечительстве» предварительное разрешение органов опеки и попечительства необходимо в случаях сдачи опекуном имущества подопечного внаем, в аренду, в безвозмездное пользование, в залог, отчуждения имущества подопечного, в том числе совершения сделок, влекущих за собой отказ от принадлежащих подопечному прав, раздела его имущества или выдела из него долей, а также на совершение любых других сделок, влекущих за собой уменьшение стоимости имущества подопечного, в том числе при:
- отказе от иска, поданного в интересах подопечного;
- заключении в судебном разбирательстве мирового соглашения от имени подопечного;
-заключении мирового соглашения с должником по исполнительному производству, в котором подопечный является взыскателем.
В этом случае предварительное разрешение органа опеки и попечительства или мотивированный отказ в выдаче такого разрешения должны быть предоставлены опекуну или попечителю в письменной форме не позднее чем через 15 дней с даты подачи заявления о предоставлении такого разрешения.
По иным ходатайствам о разрешении на расходование личных денежных средств недееспособных граждан срок рассмотрения также не должен быть длительным. Органам опеки и попечительства рекомендовано рассматривать подобные обращения в срок, не превышающий 15 дней.
2.2. Получение и расходование личных денежных средств недееспособных клиентов.
Работники учреждения получают денежные средства клиентов в кредитной организации при предъявлении разрешения органа опеки и попечительства, доверенности от руководителя, заверенной главным бухгалтером, а также документа, удостоверяющего личность. Полученные денежные средства должны храниться в сейфе. Расходование денежных средств осуществляется по мере необходимости в течение месяца работниками, которые получают данные средства, либо иными работниками учреждения при условии включения данных обязанностей в их должностные инструкции. Все расходные операции фиксируются в журнале учета (приложение 1). По истечении отчетного месяца неиспользованные денежные средства возвращаются на расчетные счета клиентов.
Указанную работу могут осуществлять сотрудники учреждения (социальные работники), на которых в соответствии с должностными обязанностями возложены данные функции (может быть 1 материально ответственное лицо, может быть несколько лиц по числу отделений учреждения). Для определения потребности клиентов в товарах, работах или услугах ответственные лица производят сбор заявок клиентов, формируют списки, которые затем выносятся на рассмотрение опекунских комиссий отделений (на отделениях могут быть созданы опекунские комиссии, которые определяют потребность конкретного клиента), либо на рассмотрение Опекунского совета учреждения.
Порядок организации работы со сберегательными книжками недееспособных клиентов, порядок хранения, использования и учета полученных денежных средств, а также лица, ответственные за их получение и расходование определяются приказом руководителя учреждения.
Контроль за расходованием денежных средств клиентов осуществляет администрация учреждения (руководитель и работники, на которых в соответствии с должностными обязанностями возложены данные функции) посредством проверки учетных и отчетных документов, подтверждающих правильность их расходования, а также наличия приобретенных товаров у клиентов.
В случае снятия недееспособного подопечного, проживающего в стационарном учреждении социального обслуживания, с государственного обеспечения с целью помещения его на длительное лечение на срок более 3-х месяцев в медицинское учреждение (психиатрическая больница, противотуберкулезный диспансер) все выплаты за этот период должны поступать на его расчетный счет. Опекуном в этом случае становится медицинское учреждение. Сберегательная книжка передается администрации медицинского учреждения (опекуну) по акту приема-передачи в присутствии специалиста органа опеки и попечительства соответствующего муниципального образования (в данном случае по месту нахождения медицинского учреждения).
В случае временного отсутствия подопечного в месте жительства ( в связи с пребыванием в медицинской организации или на время отпуска) осуществление прав и исполнение обязанностей опекуна в отношении подопечного не прекращается (ст. 15 Федерального закона «Об опеке и попечительстве»). В соответствии с постановлением Правительства области от 18.07.2005 года № 736 «О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов» (с изменениями) в случае отсутствия граждан пожилого возраста и инвалидов в учреждении свыше 15 календарных дней в месяце плата за стационарное обслуживание за текущий месяц, предусмотренная договором о стационарном обслуживании, не взимается. В случае пребывания подопечного в медицинской организации для прохождения курса лечения (до трех месяцев) личные денежные средства в полном объеме должны перечисляться на его расчетный счет. В случае пребывания подопечного в отпуске личные денежные средства на его содержание могут выдаваться учреждением (опекуном) родственникам или другим лицам по их заявлению под отчет.
3.Участие опекунских советов в решении имущественных вопросов клиентов
С целью защиты прав и законных интересов граждан, признанных в установленном порядке недееспособными, в стационарных учреждениях социального обслуживания могут создаваться Опекунские советы, деятельность которых определяется Положениями об Опекунских советах, утверждаемых руководителями учреждений (приложение 2).
Состав Совета утверждается на общем собрании его членов. Члены опекунского совета избирают председателя и его заместителя. Как правило, председателем Совета является заместитель директора учреждения. Состав и структура утверждается приказом руководителя учреждения.
В состав Совета могут входить представители администрации учреждения, врачи, социальные работники, воспитатели, работники бухгалтерии, другой персонал учреждения, представители общественных и других организаций, изъявившие желание в нем работать и способные по своим деловым и моральным качествам выполнять задачи, стоящие перед ними. Члены совета должны исполнять обязанности безвозмездно без отрыва от основной деятельности.
На отделениях могут создаваться опекунские комиссии, председатели которых должны входить в состав Совета.
Основной целью деятельности Опекунского совета в стационарном учреждении социального обслуживания является содействие в повышении уровня социальной защищенности подопечных, улучшении их социально-бытовых условий, принятие решений по вопросам, связанным с защитой их личных (неимущественных) и имущественных прав и интересов.
К основным направлениям деятельности Опекунского совета относятся:
1. Рассмотрение вопросов, затрагивающих имущественные и личные (неимущественные) права недееспособных граждан:
1.1. Рассмотрение предложений опекунских комиссий отделений либо иных ответственных лиц о снятии и расходовании личных денежных средств недееспособных клиентов на конкретные цели;
1.2. Внесение предложений в администрацию учреждения о расходовании личных денежных средств клиентов в интересах подопечных;
1.3. Внесение предложений в администрацию учреждения об управлении имуществом подопечных (установление наличия/отсутствия необходимости управления имуществом; внесение предложений по управлению имуществом в администрацию учреждения);
1.4. Внесение предложений в администрацию учреждения о необходимости возбуждения в суде дел о восстановлении дееспособности подопечных и других дел, связанных с защитой прав и охраняемых законом интересов подопечных.
1.5. Осуществление общественного контроля за расходованием личных денежных средств недееспособных клиентов посредством заслушивания отчетов ответственных лиц о проведенной работе.
2. Содействие в повышении уровня социальной защищенности подопечных, в улучшении бытовых условий, в оказании социально-медицинских, реабилитационных, социально-культурных и других услуг.
Решения Опекунского совета оформляются протоколом. Окончательное решение принимает руководитель учреждения как законный представитель недееспособных клиентов.
4. Некоторые вопросы, связанные с распоряжением денежными средствами недееспособных граждан, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания
4.1. Медикаменты и медицинские услуги
Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Вологодской области на 2009-2011 годы, утвержденной Постановлением Законодательного собрания Вологодской области от 28.01.2009 № 11, установлен перечень видов медицинской помощи, предоставляемой гражданам бесплатно, а также перечень лекарственных средств, отпускаемых населению по рецептам врачей бесплатно.
Постановлением Правительства области от 18 июля 2005 года № 736 «О плате за стационарное обслуживание» (с изменениями) предусмотрено, что в расчет размера платы за стационарное обслуживание граждан, проживающих в учреждениях социальной защиты населения, включаются расходы на приобретение медикаментов.
Таким образом, выдача органом опеки и попечительства разрешения на расходование личных денежных средств подопечного на приобретение медикаментов неправомерна.
При наличии медицинских показаний по назначению врача гражданам, проживающим в стационарных учреждениях социального обслуживания, могут быть оказаны платные медицинские услуги, не предусмотренные Программой. В этом случае органы опеки и попечительства вправе дать разрешение на расходование личных денежных средств подопечного на указанные нужды.
4.2. Туристические поездки
При необходимости оплаты туристических путевок для клиентов учреждения в сумме, превышающей их ежемесячный доход, руководитель вправе обратиться с ходатайством в орган опеки и попечительства за получением разрешения на расходование личных денежных средств клиентов. Орган опеки и попечительства вправе выдать такое разрешение при наличии медицинского заключения о состоянии здоровья недееспособного и возможности совершения им такой поездки. В договоре с туристическим агентством должны быть предусмотрены условия страхования недееспособного и питания.
4.3. Компенсация транспортных расходов
Для решения имущественных вопросов недееспособных подопечных, проживающих в учреждениях социального обслуживания населения, может возникнуть необходимость осуществления выезда представителя опекуна (учреждения) по месту нахождения имущества за пределы соответствующего муниципального образования (например, приватизация, вступление в наследство).
В соответствии со статьей 36 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанности по опеке исполняются безвозмездно кроме случаев, предусмотренных законом; опекун обязан защищать права и интересы (в том числе имущественные) недееспособных подопечных. Осуществляя выезд за пределы муниципального образования по месту нахождения имущества, специалист учреждения (опекуна) действует в интересах недееспособного подопечного.
Возмещение расходов, связанных со служебной командировкой (в т.ч. транспортных расходов) должно осуществляться в соответствии со статьями 167-168 Трудового кодекса Российской Федерации, т.е. за счет работодателя. Необходимые расходы по оформлению документов (например, расходы по государственной регистрации права и др.) должны осуществляться за счет личных денежных средств клиента, в интересах которого производятся.
4.4. Расходы по транспортировке движимого имущества подопечного
В соответствии со статьей 38 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае заключения договора доверительного управления недвижимым имуществом подопечного, опекун сохраняет свои полномочия в отношении того имущества подопечного, которое не передано в доверительное управление.
Согласно статье 18 Федерального закона № 48-ФЗ от 24 апреля 2008 года «Об опеке и попечительстве» опекун обязан принять имущество подопечного от лиц, осуществляющих его хранение, в трехдневный срок с момента возникновения своих прав и обязанностей. Движимое имущество недееспособного подопечного, состоящего из предметов мебели, бытовой техники, личных вещей и прочего, должно быть передано опекуну по описи, которая составляется органом опеки и попечительства в соответствии с требованиями указанной статьи.
В случае отсутствия у учреждения (опекуна) условий для хранения движимого имущества подопечных рекомендуем вопрос распоряжения указанным имуществом решать коллегиально с участием заинтересованных лиц (родственников).
Расходы по транспортировке движимого имущества подопечного в учреждение должны осуществляться за счет личных денежных средств подопечного.
5. Отчет об имуществе
Пункт 1 статьи 25 Федерального закона № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» предусматривает, что «опекун или попечитель ежегодно не позднее 1 февраля текущего года представляет в орган опеки и попечительства отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного с приложением документов».
Правила ведения личных дел подопечных, форма отчета опекуна или попечителя устанавливается Правительством Российской Федерации. До принятия соответствующих постановлений Правительством РФ необходимо руководствоваться следующим.
Ежегодно до 1 февраля 2009 года учреждение предоставляет в орган опеки и попечительства отчет об управлении имуществом недееспособных клиентов (приложение 3). Руководитель органа опеки и попечительства утверждает данный отчет. Для утверждения отчета учреждение предоставляет оригиналы платежных документов (товарные и кассовые чеки) в орган опеки и попечительства. После утверждения орган опеки и попечительства возвращает их в учреждение для хранения в личных делах клиентов. По договоренности со специалистами органов опеки и попечительства возможен выезд последних в учреждение для проверки подтверждающих документов на месте. По результатам проверки составляется акт.
Сайт использует файлы cookies. Продолжая использование сайта, вы даете согласие на обработку файлов cookies и соглашаетесь с политикой в отношении обработки и защиты персональных данных. Вы можете отключить использование файлов cookies путем изменения настроек вашего браузера, при этом работоспособность сайта и доступность его функционала в полном объеме могут быть ограничены.